WWW.NAUKA.X-PDF.RU
БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - Книги, издания, публикации
 


Pages:     | 1 |   ...   | 8 | 9 || 11 | 12 |   ...   | 19 |

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА«Москва В книгу вошли неопубликованные или малоизвестные работы выдающегося советского ученого Е. В. Тарле. Широта науч­ ного кругозора и мастерство исторического ...»

-- [ Страница 10 ] --

Статью Максима Ковалевского я прочел и невольно пора­ зился ее голословностью, нелепой запальчивостью и небрежностью в обхождении с фактами. На каждую фразу, чуть ли не на каж­ дое слово можно привести по нескольку возражений. Я просто не понимаю, как может человек умный так шутить своей ученой репутацией. Ничего не поделаете, академическое самолюбие чув­ ствительнее всякого другого, а тут Максиму доказывают, что он писал некогда наобум! Вот Юпитер и рассердился и доказывает тем самым, до чего он не прав.

В настоящее время Лучицкого нет в Киеве, так что я отправил ему по почте Ваше письмо и вскоре смогу сообщить Вам, намерен ли он возражать Ковалев­ скому. Я лично убеждаю его возражать. Во всяком случае, если он напишет ответную статью, то, без сомнения, воспользуется Вашим любезным предложением и поместит ее в «Новом слове))* Может быть, по недостатку времени (он вскоре уезжает во Фран­ цию) Лучицкий не сможет изготовить статью так скоро, как было бы желательно, тогда, вероятно, возьмусь за это я.

В книге Протопопова (Литер [атурно]-крит[ические] харак­ теристики], 1896) содержится такая фраза автора о себе самом:

«... надо жить и надо работать, потому что талант обязывает»

(стр. 255). Такой же скромностью проникнута вся эта книга. Я очень не прочь был бы написать для отдела «Новые книги» ре­ цензию об этом плоде вдохновений сознающего себя таланта.

В настоящее время я оканчиваю для того же отдела «Щового] с [лова]» рецензию на вышедшую 4 месяца тому назад диссерта­ цию Филевича «История Древней Руси».2 Если Вы в принципе ничего не имеете против помещения этих двух рецензий, я от­ правлю их на днях в редакцию (как только получу от Вас от­ вет).

Искренне уважающий Вас Евг. Тарле Адр [ее] : Киев, университет, Е. В. Тарле

3. С. Н. КРИВЕНКО. 1 сентября 1896 г.

Киев, 1 сентября Глубокоуважаемый Сергей Николаевич!

Посылаю Вам две рецензии — на книгу Корелина 1 и диссер­ тацию Филевича. К великому своему сожалению, я не мог ото­ слать рецензию на Филевича раньше, так что теперь она, верно, уже не сможет попасть в сентябрьскую книжку. Этот господин не довольствуется своей обрусительной ролью в Варшавском уни­ верситете — он желает перенести свою патриотическую деятель­ ность в Киев и подал уже свою диссертацию на наш факультет.

Защищать ее он будет в октябре, и вот почему мне хотелось бы напечатать свою рецензию до диспута (как это сделают другие рецензенты Филевича — проф. Голубовский и Н. В. Молчановский в «Киевской старине»).2 Диссертация его — верх безобра­ зия 3 и, вероятно, будет провалена, так как факультет единоду­ шен в оценке этого труда. Если бы я имел возможность отослать рецензию раньше (так, чтобы она попала в сентябрьскую книжку), Филевич заблаговременно узнал бы, как высоко ценят в Киеве его общественные и научные качества и как желают по­ лучить его на место уходящего Вл. Б. Антоновича.4 Рецензии проф. Голубовского и Молчановского появятся в сентябрьских книжках специальных органов. Если бы моя могла также по­ явиться в сентябре, вышел бы довольно гармонический хвалебный гимн в честь Филевича. Не откажите, Сергей Николаевич, сооб­ щить мне о судьбе моей рецензии.

Уважающий Вас Евгений Тарле Адр [ее]: Киев, университет, Евг. Викт. Тарле

4. t. Й. tPHBEHKO. 9 сентября 1896 f.

9 сентября], [18] Уважаемый Сергей Николаевич!

Сегодня приехал проф. Лучицкий и я узнал от него, что он с большим удовольствием принимает Ваше предложение. На днях он будет в Петербурге, побывает в редакции «Щового] с [лова] » и лично передаст Вам свою статью против Ковалев­ ского1 (она уже готова у него).

Я очень польщен, Сергей Николаевич, Вашим предложением писать рецензии для «Щового] с[лова]».2 Теперь я хочу дать от­ зыв о книге Петрова «Очерки из всемирной истории» (СПб., 1896). Через неделю (приблизительно к 18 сентября) у меня бу­ дет вполне готова статья о только что вышедших «Annales de l'institut international de sociologie» (Paris, 1896) ;3 некоторые доклады, помещенные там, в высшей степени интересны; в своей статье я даю отчет обо всех докладах, а некоторые (напр., Westermack'a — о матриархате, Вормса — о различных понятиях со­ циологической науки и др.) подвергаю критике и анализу. Если Вы ничего в принципе не имеете против помещения такой статьи, я с удовольствием отошлю ее Вам.

Мелких рецензий о вновь выходящих книгах исторического, историко-литературного и т. п. содержания я мог бы доставлять в редакцию довольно много, но боюсь доставить Вам embarras des richesses * и поэтому очень желал бы знать, какое приблизительно место могу я занять своими заметками в каждом номере жур­ нала.

Обо всех предполагаемых рецензиях, так же как о ближай­ ших своих литературных планах, сочту долгом заблаговременно уведомлять Вас. Рецензию на книгу Петрова вышлю тотчас по получении Вашего ответного письма, а статью об Annales (если она Вам нужна) —около 20-х чисел с [его] м[есяца].

Уважающий Вас искренне Евг. Тарле P. S. Черкните мне, Сергей Николаевич, когда Вы рассчитываете получить мою статью о Прудоне (если это уже определилось).

Е. Т.

* Здесь: затруднения с выбором (франц.).

5. С. Н. КРИВЕНКО. 27 октября 1896 г.

Глубокоуважаемый Сергей Николаевич!

По обстоятельствам я должен отложить статью об Англии и России,1 о которой я Вам писал. Теперь я готовлю работу о Бабефе 2 (Дело Бабефа) по поводу столетней годовщины со вре­ мени его заговора и казни (1796—1797). Работу эту я готовлю по первоисточникам и той скудной литературе, которая сущест­ вует о бабувизме и Бабефе. Эта статья у меня будет готова, вероятно, к декабрю. Этот интересный эпизод из истории револю­ ции в России еще никогда не служил предметом исследования.

Если Вы пожелаете, я с большим удовольствием отошлю статью эту Вам. Посылаю Вам заметку о новом издании Дрэпера, только что (на днях) вышедшем. Вскоре я вышлю рецензии3 на Клас­ сена («Жизнь Лассаля», 1896), Слоона («Жизнеописание Напо­ леона I», 1896), Челпанова («Указатель литературы по вопросу о материализме». Киев, 1896), Серошевского («Якуты. Этногра­ фическое исследование». СПб., 1896). Будьте так добры, Сергей Николаевич, ответьте мне, будет ли напечатана рецензия о Дрэпере и нужна ли Вам статья о Бабефе. Я хотел бы также знать, будет ли напечатана статья о последнем социологическом кон­ грессе.

Рецензии на Классена, Слоона, Челпанова и Серошевского я вышлю через 2 недели.

Жму Вашу руку за статью о Меньшикове4 в сентябрьской книжке. Давно следовало этого сладчайшего Иисуса пробрать.

Уважающий Вас Евг, Тарле Киев, 27 октября.

Адр[ес]: Киев, университет, Евгению Викторовичу Тарле

6. С. Н. КРИВЕНКО. 5 января 1897 г.

Глубокоуважаемый Сергей Николаевич!

Посылаю Вам рецензии на Уорда, Мензиса и Слоона.1 Черк­ ните мне, будут ли они напечатаны (Мензиса ведь я Вам посы­ лаю, не предупредив). Рецензию на Классена вышлю уже по возвращении из Одессы, куда еду на неделю. Если никто не выз­ вался еще из Ваших сотрудников писать о третьем томе [M. M.] Ковалевского («Происхождение современной демократии». М., 1897), то я с большой охотой написал бы о нем рецензию или даже небольшую заметку: этот капитальный труд во многих от­ ношениях заслуживает серьезного внимания. Если Вы такую ре­ цензию желаете, то я просил бы Вас, Сергей Николаевич, рас­ порядиться высылкой мне этой книги (поступившей в редакцию), так как киевские магазины, по-видимому, еще долго не соберутся ее выписать. Впрочем, если это представляет какие-нибудь не­ удобства, то я достану, конечно, и здесь экземпляр, но смогу вы­ слать рецензию не через 2 недели, а через месяц. Нужна ли Вам также рецензия на Милля («Представ[ительное] правл[ение]».

СПб., 1897)?

Статья о Бабефе будет выслана Вам уже после моего возвра­ щения из Одессы: я ее несколько переделаю ввиду Вашего сооб­ щения, хотя, право, она и теперь дышит благонамеренностью, так что если Вы не примете, то хоть в «Русское обозрение»% росылай! Квалификаций я не делаю, держу себя объективно и только излагаю факты (а кое-где так прямо отрицательно отношусь к Бабефу: уличаю его в плагиате!). Впрочем, я уже ее совсем солид­ ной теперь сделаю. Это труд, над которым я много и с любовью работал, собрав и исследовав все первоисточники, и вот почему мне особенно хотелось бы, чтобы он попал под Вашу кровлю.

Из Киева я уезжаю до 12 или 13 янв [аря]. Письма я Вас прошу направлять либо по прежнему адресу, либо на Паньковскую ул., дом № 8.

Жму Вашу руку Евг. Тарле 5 янв [аря] 97. Киев

7. С. Н. КРИВЕНКО. 26 февраля 1897 г.

Киев, 26 февраля Многоуважаемый Сергей Николаевич!

Сегодня получил Ваше письмо и сегодня же отвечаю на него.

Поступок издательницы * кажется мне не имеющим ровно никаких оправданий даже с точки зрения обыденнейшей морали.

Меня радует, конечно, что выбор г-жи Поповой пал все-таки на марксистов, а не на Грингмута, например, и что журнал оста­ нется порядочным, но оставаться в числе хотя бы случайных со­ трудников я считаю для себя делом неподходящим... То, что уже лежит в редакции, продано (так как я получил аванс), но больше ничего я туда, разумеется, не пошлю. Право, не мешало бы при­ дать литературную огласку всему этому возмутительному делу;

насколько я понял из Вашего письма, Вы потерпели (вместе с то­ варищами) не только нравственный, но и материальный убыток, а это уж совсем гадко...

Я надеюсь, Сергей Николаевич, что с прекращением редак­ ционных дел переписка между нами не прекратится и что Вы найдете время давать мне весточки о себе.

Ваш Евгений Тарле P. S. Адрес Лучицкого до 9 марта: Киев, Левашевская, № 14;

10 марта он уезжает во Францию, и адрес его я Вам тогда со­ общу.

Е. Т.

Мой адр [ее] : Киев, университет

–  –  –

m Теперь же имею деловой предлог для письма: сообщаю Вам, согласно обещанию, что я утвержден в стипендиатском звании без содержания в текущем году. Я теперь сижу дома и занимаюсь зубрением новой истории и политической экономии и только вчера урвал минутку, чтобы зайти к Марье Викторовне ' и узнать vos nouvelles *. Марья Викторовна показывала мне книги, при­ сланные из-за границы. «Englische Zandarleiter» Марья Викто­ ровна находит неудобным переводить, так как книга слишком спе­ циальна, а Гиббинс уже есть в русском переводе 2. Вообще Марья Викторовна находит, что на первых порах нужно бы издавать книги самого общего содержания. Ольга Ивановна3 сидит теперь с утра до вечера над математикой, не довольствуясь уже полу­ ченными лаврами (она написала сочинение чуть ли не лучшее в классе, как мне говорили в гимназии). Вот самые последние новости о Вашей семье от вчерашнего вечера.

Без Вас затишье и скука в Киеве — страшные. Недавно имел я удовольствие в большом обществе слушать, как Штумпф здеш­ них мест 4 прикончил позитивизм. «Ог. Конт, — сказал он, — это круглый нуль». Вот его подлинные слова. У некоторых присут­ ствовавших ретивое не выдержало, поднялся кровопролитный спор, и теперь Штумпф всюду говорит: «Этот спор имеет большое значение». Наконец-то киевские приверженцы философской ста­ рины высказались!

Впрочем, я напрасно, может быть, пишу Вам об этом: Вам все эти благоглупости и без того надоели, вероятно. Если бы Вы, Иван Васильевич, нашли время черкануть мне пять строк о себе и своей работе, Вы очень меня обрадовали бы. Отзыв алансонской газеты (хотя и содержит в себе путаницу) показывает, как во Франции интересуются Вашими исследованиями.

А как подвигается статья о Леерце? Кажется, Вы собирались показать ее в «Научн[ом] обозр[ении]» 5. Я в последнее время увлекся Вашей книжкой о рабочих в современной Англии. Если бы летом было время, написал бы коротенькую записку о ней.

Прощайте, дорогой Иван Васильевич, поменьше сидите в ар­ хивах6 и скорее приезжайте отдыхать. Как рад, что Вы знакомы чуть ли не со всеми министрами и что Вам позволяют поэтому работать всюду, сколько угодно! Кланяется Вам моя жена (хотя она с Вами и не знакома).

Искренно Вас любящий ученик Евг. Тарле Мой адрес: Паньковская, * Здесь: кое-что о Вас (франц.).

9. В. А. ГОЛЬЦЕВУ. 31 июля 1897 г.

31 июля 1897 г..

Глубокоуважаемый Виктор Александрович!

Не откажите уведомить меня, принята ли моя статья о РойеКоларе 1 (парламентарии начала века) ; если это уже решеног будьте так Добры, сообщите мне по телеграфу (на мой, конечно, счет). Если же еще не решено, Вы не откажете черкнуть мне об этом две строки.

Нужна ли Вам, Виктор Александрович, заметка в 4—5 стра­ ниц о появившихся в последнее время трудах по истории XIX в.

(Грегуара, Сеньобоса и др.)? Достоинства и недостатки этих пе­ реводных трудов нуждаются в указаниях и разборе. Особенно удобно приурочить эту заметку к выходу в свет последнего тома Грегуара (появившегося месяц тому назад). Как на главный не­ достаток этих трудов, я указываю на почти полное отсутствие ха­ рактеристики экономической структуры европейского общества в XIX в. Я сделаю также беглое сличение этих русских пособий с новинками, вышедшими в последнее время на немецком и дат­ ском языках. Заметка, если пожелаете, может быть Вам выслана к концу августа.

Преданный Вам Евгений Тарле Адр[ес]: Киев, университет, Евгению Викторовичу Тарле

10. Н. К. МИХАЙЛОВСКОМУ. 25 января 1898 г.

Панъковская, 6. Киев, 25 янв[аря] 9 Глубокоуважаемый Николай Константинович!

Если Вы полагаете, что цензура совсем не пропустит «анг­ лийских] раб[очих] ни теперь, ни после, тогда, конечно, я Вам очень благодарен за предложение передать мою статью в другой журнал, хотя я с большим удовольствием увидел бы свою статью яа страницах «Рус[ского] бог[атства]» через год, чем в другом органе через месяц.

Обращаюсь к Вам, Николай Константинович, с вопросом, по­ нятным со стороны человека, воспитавшегося на Ваших произве­ дениях и привыкшего ценить каждое Ваше слово: почему Вам не понравилась моя статья о Р [ойе] Кол [аре] ?* Спрашиваю я это не как автор у редактора (так как подобные вопросы и неуме­ стны, и излишни), а как ученик у учителя. Если найдете время и охоту, Вы ответите мне, если нет — не сердитесь и не считайте меня назойливым.

Искренне уважающий Вас Евг. Тарле Адр[ес]: Киев, Паньковская 6, Евг[ению] Викт [оровичу] Тарле

11. E. А. КИВЛИЦКОМУ. 24 августа 1900 г.

Варшава, Дикая ул., д. 8, кв. 47. 24 августа 1900 г.

Дорогой Евгений Александрович, Только что получил я телеграмму директора белостокского коммерческого училища с предложением «поторопиться приез­ дом». Еще в июне Александра Тимофеевна писала мне, что она говорила с ним, рассказала ему мою историю,1 и он выразил же­ лание, чтобы я поступил туда. Но эта телеграмма явилась первым приглашением. Я думаю написать ему, что не могу теперь etc.

Но главным образом я не хочу потому, что в Белостоке работать над диссертацией и над статьями нельзя будет. Если же здесь подвернулось бы что-нибудь подобное, я твердо решил писать прошение министру внутренних дел о разрешении. Жду 40 000 курьеров от Цветковского.

Я тут вижу, что если бы перенести на воздушном шаре сюда Вас, Ив[ана] Вас [ильевича],2 Ник[олая] Прок[офьевича] 3 и еще двух-трех человек, я бы «вполне и окончательно» мог бы напле­ вать на Киев.

Варшава с внешней стороны очень нам понравилась. Посмот­ рим, как дальше будет. Я был сегодня в университете. Петрушевский еще не приехал, ключи его квартиры у педеля, на днях он приедет. Думаю послезавтра пойти опять в университет узнать.

Напишите мне, Евгений Александрович, когда презус Ив[ан] Васильевич] будет в Киеве, я ему тотчас же напишу. И еще просьба: Ник[олай] Прок [офьевич] писал мне в Херсон, что есть основание думать, что мне заплатят из корпуса за летние месяцы.

Спросите его, что на этот счет слышно. Пусть он мне напишет и сообщит свой адрес. Я ему тотчас отвечу.

12. И. В. ЛУЧИЦКОМУ. 6 октября 1900 г.

Дорогой Иван Васильевич!

Я напишу Солдатенкову 1 теперь же; сверх того я думаю обра­ титься еще к кому-нибудь в Петербурге (если Солдатенков отка­ жет). Получил я кое-что (выписки из Record Office,2 заказанные мною) из Лондона и обрабатываю главу об экономическом состо­ янии Англии в эпоху написания «Утопии». Перевод «Утопии»

через 10—15 дней будет окончен: у меня тут прекраснейшие ла­ тинские медиевальиые словари, которые удивительно облегчили перевод. В общем выйдет 10—12 листов текста 4- 4—5 листов пе­ ревода сверх того. Достаточно ли?

Как подвигается Ваш 1-й том4? Жду его с громадным нетер­ пением. Будет ли литературно-обозрительное вступление? Ка­ жется, о Саньяке5 ведь Вы не писали еще? Я, по крайней мере, не помню. Впрочем, может быть, это излишне будет? Я все-таки стою за елико возможно большее и обширное вступление с обо­ зрением литературы за последний год (Саньяк, развязная ста­ тейка Б. Минцеса и т. д.). Сообщите, как пишется 1-й том и в каких отношениях он будет к Вашей весенней книге.

Я все хвораю немного, нервы не могут окончательно успоко­ иться. Впрочем, как всегда, когда жена со мною, я себя чувствую на 100% лучше, чем было бы без нее. Так что в общем скриплю все-таки. Диссертация сильно меня развлекает, почти весь день отдаю ей (за вычетом 1—2 час, когда пишу для Кареева Ита­ лию) 7 [...].

Варшава нам очень нравится. Библиотекарь проф. Вехов, хотя Петруша 8 и искореняет его, очень любезен и мил. Я уже писал Вам, кажется, что он мне отвел профес [сорскую] читальню, где никто и никогда не бывает, так что я занимаюсь ежедневно там от 9 до 3!/2 час. и никого ни единого раза не видел. Уединен­ ная, роскошно обставленная зала, которую я в 9 час. открываю и в 3!/2 запираю за собой. Квартира наша из 2 комнат с кухней, передней etc. очень удачна: в 2 домах от главной улицы, со всеми удобствами, в 1-м этаже. Я мечтаю знаете о чем? Чтобы Вы на Рождество приехали в Варшаву! Любович и Петрушевский также сделают на Вас натиск в этом смысле (если Петруш [евский] не уедет в Москву по своим делам). Остановитесь у меня — и мы прекрасно проведем несколько дней. Я доподлинно теперь знаю, что никакого неудобства остановиться теперь нет, оттого и при­ глашаю Вас. Право, подумайте, Иван Васильевич! Варшаву стоит посмотреть, и улицы, и Вислу, и движение, которое уступает од­ ному лондонскому (больше парижского), и вино здесь лучше того «презренного бессарабпа» (как выражается Кивлиц[кий] ), котопое мы пили в Киеве. И, кроме того, Вас тут очень хотят видеть!

Ведь дорога — полные пустяки: в Iх J2 веч [ера] садитесь во 2-й класс на курьерск [ий] — и в 2 час. дня уже в Варшаве, т. е. 18 часов! И как удобно, с плацкартой спать прекрасно. Стоит тоже пустяки: 2-й класс со всякими прикладами, с плацкартой на спальное место и пр. — 14 рублей с копейками. После работы над 1-м томом (а Вы по обыкновению будете работать по 25 часов в сутки) Вам прямо для здоровья нужно будет проветриться.

Непременно напишите, поразмыслите над планом.

Моя жена шлет Вам и всем Вашим поклон. Я кланяюсь Марье Викторовне и всем Вашим.

Ваш Евг. Тарле Варшава, Волчья ул., д. № 40, кв.

N. В. Только что (6 окт[ября1) получил извещение от «Мира б[ожьего], что редакция согласна к 1 марта издать Т. Мора. Ус­ пею ли до конца года где-нибудь защитить? Черкните об этом?

Если печатные экземпляры будут к 1 марта у меня в руках, не поздно будет представить их здесь или в ином месте, чтобы защи­ тить в мае?

ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКШИ

Е. В. ТАРЛЕ.

„ШЕКСПИРЪ и Д0СТ0ЕВСК1И, Изх zcTopia всемирной литературы".

ВввДеН1в. Значен!« и роль психологическая реализма во всемирной литераryptj. Драмы Шекспира. Отличительный ихъ черты. Изображенте аофектовъ и страстей у Шекспира. Внутренняя правда и вношн!й реализмъ въ его лроиэеедежяхъ. Напь1щенность слога. Можно ли ее назвать неестественною? Наблюда­ тельность Шекспира и ея характерь. Новые запросы и требоаант, предъявлен­ ные къ художественной литературЪ послгъ Шекспира частью европейской критики.

Мнгьню о ШекспирЪ Лессинга.

Обшлй очеркт. состоянья художественной литературы на запад* Европы я въ POCCH предъ появлев1вмъ Достоевскаго. Шекспировски вавЬты и ихь судьба въ Англж и Францы. Реализмъ въ обрисовкгь житейскихъ отношены и от­ сутствие психологическаго анализа. Сороковые и пятидесятые годы. Начало классическаго nepioAa русскаго романа.

ОвДОрЪ МиХаЙЛОВИЧЪ Д0СТ0еВСК1Й. Начало его литературной карьеры.

Сосредоточена всего вниман1я на патологическихъ явлентхь души. Правдивость психо/.огическаго анализа. MHDHIB профессора психттрш В. в. ЧиЬва о строгонаучной цбнности уже первыхь произведена Достоевскаго.

Обшдй харахтеръ творчества Достоевскаго. Внгъшняя хаотичность и не­ стройность его произведена. Разнообразь патологическихъ типовъ. Преступле­ на и постоянный интересъ къ нему у Достоевскаго. Разнохарактерность преступ.

ныхъ организашй у Достоевскаго. MHDHIH криминалистовъ и псих1атровъ (Ламброаа,. Кони, ЧиМса) о преступникахъ Достоевскаго. Нравственное помгьшатвльство es его изображены. Свидригайловь. Вырождеже и наследственность. Братья Карамазовы. Эпилептики.,,Ид1оть". Алкоголики. Мармеладовь, генераль Иволгинъ.

Художественное изображение ненормальныхь состояний души. Галлюци.

нацы лэди Макбетъ — и героевь Достоевскаго; кто изъ этихъ двухъ художниковъ правдивое изобразилъ галлюцинацы" по мнЪшю современной медицинской науки.

Ревность, гнгьвъ, любовь, жестокость, ненависть, честолюб!е и пр. въ иэображеи1яхъ Шекспира и Достоевскаго. Чомь характеризуется шагъ впередъ, сделанный Достоевскимъ въ изображены страстей?

Обще ВЫВОДЫ. Лоложеже Шекспира и Досюевска'о аь исгоры евро­ пейской литературы. Огсутетв1е заздгьтнаю прогресса вь пси»о/югнческомъ реализмЪ за 250 лгьть оть Шекспира до начала деятельности Достоевскаго. Сход­ ство и отлИч!е въ ген1и обоихъ писателей. Неизменность человЬческихъ страстей и разнообразное обнаружено ихъ вь зависимости отъ большей или меньшей куль­ турности среды. Относительная сложность жизни вь началЬ XVII и во второй лоловинЪ XIX ев Направлена творческаго интереса у Шекспира и у Достоев­ скаго. Отношен1е ихъ къ своимь героямь.

ВлЕянЕе Достоевскаго вт современной замидно-европейсьой литератур*.

тут« Глу Программа публичной лекции Е. В. Тарле «Шекспир и- Достоевский», Варшава, 1900 г.

13. А. Г. ДОСТОЕВСКОЙ. 5 декабря 1900 г.

Варшава, 5 дек. 1900 Глубокоуважаемая Анна Григорьевна!

Посылаю Вам программу прочтенной мною лекции 1 и отчет об этой лекции здешнего газетного обозревателя, кое-где погрешив­ шего против истины, но все же довольно правдивого. В особен­ ности справедливо в его статье констатирование моего восторга и даже, как он выражается, «культа», с которым отношусь я к тво­ рениям Вашего мужа, которого, не колеблясь, считаю величайшим художником всемирной литературы.

Пользуясь случаем, я обращаюсь к Вам, глубокоуважаемая Анна Григорьевна, с покорнейшей просьбою такого рода: с дав­ них пор моей мечтою было иметь подлинное fac simile Федора Михайловича. Если эта просьба не покажется Вам неуместною, я буду счастлив, получивши клочок бумаги, на которой лежала рука великого человека, давшего и мне, и миллионам русских и европейских читателей столько чистого наслаждения.

Примите уверение в искреннем уважении Прив [ат]-доцент Евгений Тарле Адр[ее]: Варшава, Волчья ул., д. 40, кв.

Евг[ению] Викторов [ичу] Тарле

14. А. Г. ДОСТОЕВСКОЙ. 13 февраля 1901 г.

Варшава, 13. II 190 Глубокоуважаемая Анна Григорьевна, Примите искреннюю мою благодарность за радость, которую доставили мне присылкою автографа Федора Михайловича, да еще из последнего его произведения. Весьма порадовало меня также Ваше письмо и приглашение, которым непременно вос­ пользуюсь, когда буду в Петербурге. Напечатать эту лекцию о Федоре Михайловиче мне предлагает журнал «Мир божий», но я отказываюсь вот по каким соображениям. Уже давно, с первых курсов университета, я занимаюсь произведениями Вашего мужа и льщу себя мыслью, что результаты этой моей работы не будут вполне безынтересны: в творчестве Достоевского есть такие эле­ менты, такая огромная, ни с чем не сравнимая глубина, что, ко­ нечно, для целых поколений критиков хватило бы (и хватит) ра­ боты, когда наша культура настолько повысится, что мы начнем ценить по достоинству наших гениев. Но прямые задачи моей научной специальности (всеобщей истории) и другие причины вряд ли позволят мне в скором времени опубликовать что бы то ни было относящееся к Федору Михайловичу: а черновиков, так сказать, своей работы я печатать не нахожу возможным.

Думаю, гго через несколько лет, если обстоятельства сложатся благопри­ ятно, я напишу книгу о творчестве Достоевского, но, к сожалению для себя, не могу ручаться, что это будет скоро. Я коснусь глав­ ным образом не той стороны его деятельности, которой касались Страхов, Орест Миллер, Аверкиев и т. п., не политических и ре­ лигиозных его воззрений, но его художественного, психологиче­ ского, изобразительного гения. Эти люди писали о Достоевском, как могли бы писать о всяком талантливом публицисте их ла­ геря, они, так сказать, партийно, небескорыстно интересовались им. Они не понимали (или не хотели понимать), что, будь Досто­ евский либерал, или консерватор, или социалист, или ретроград, или славянофил, или западник, это все ничуть не препятство­ вало бы ему оставаться тем великим и затмившим Шекспира психо­ логическим гением, каким он явился во всемирной литературе.

Они видели в нем главным образом сторонника своих взглядов, и за это выражали ему хвалу; люди противного лагеря видели в нем антагониста и выражали ему порицание. Но и хвалители, и порицатели не усмотрели, как они мелки со своими порицаниями или похвалами, как они смешны, равняя или ставя на одну доску Федора Михайловича с публицистами, убеждения которых он раз­ делял. Богатство, которое он оставил человечеству, ведь, в сущ­ ности, тогда только начало находить себе достодолжную оценку у нас, когда оно приковало к себе взоры Западной Европы (где и вызвало таких подражателей, как Гауптман, Бурже etc.).Этому богатству еще и опись внимательная не сделана, и вот почему я думаю, что и моя работа при общей скудости разработки пред­ мета не будет излишнею. Психиатры и криминалисты гораздо лучше поняли многое у Достоевского, нежели литературные кри­ тики, но нужно же надеяться, что и они когда-нибудь возьмутся за этот благодарный труд.

Судить о Достоевском на основании его политических и иных воззрений — это все равно, что судить на подобном же основании Рентгена: Рентген открыл способ проникать взором в твердые тела — Достоевский открыл в человеческой душе такие пропасти и бездны, которые и для Шекспира, и для Толстого остались за­ крытыми. Если кто захочет судить и порицать Рентгена, великого физика, за то, что он консерватор, а другие будут его за это же хвалить, всякий поймет, чего стоят и много ли понимают в зна­ чении Рентгена эти хвалители и порицатели. Но когда кри­ тика начинает Достоевского, великого художника и психопато­ лога, осуждать или венчать лаврами за то, что он держался та­ ких-то мнений Каткова или не держался таких-то мнений Михай­ ловского, многим почему-то это не кажется смешным и нелепым.

Только тогда, когда поймут, что при всей своей публицистической последовательности Катковы и Михайловские — карлики в сравне­ нии с непоследовательным Достоевским, когда раз и навсегда отре­ шатся от публицистического взгляда на него, придут к заключе­ нию, что публицистика Достоевского есть только биографическая подробность, а его великий гений есть один из немногих светочей всемирной литературы, — тогда, и только тогда изучение Досто­ евского станет на правильную дорогу. Если кто, говоря о Мо­ царте, будет главным образом подчеркивать, что Моцарт был мо­ нархист, а не республиканец, и хвалить или порицать за это Мо­ царта, — я всегда пойму, что этот человек в музыке и Моцарте ровно ничего не понимает. От души желаю, чтобы и читающее общество, встречая в критической статье о Достоевском длинные пояснения и разговоры о его политических взглядах, научилось бы сразу понимать, что такая критическая статья ничего ей не даст и дать не может.

Таков, глубокоуважаемая Анна Григорьевна, мой взгляд на задачу критики Достоевского. Если мой тон (я перечитал свое письмо) покажется Вам слишком резким, то в объяснение могу сказать одно: я люблю Достоевского наравне с очень немногими любимыми мною живыми людьми и не могу о том, о чем я писал тут, писать вполне спокойно.

Творец «Вечного мужа», «Преступ­ ления и наказания», картины убийства Шатова, картины эпилеп­ тического припадка князя Мышкина, трех свиданий Ивана Кара­ мазова со Смердяковым, разговоров Порфирия Петровича с Раскольниковым, художник, нарисовавший Степана Трофимовича Верховенского, старика Карамазова, Версилова, необозримую массу других картин и типов, дал мне слишком много волнений, наслаждений, страданий и восторгов, слишком обширное место занял в моей душе, чтобы я мог вполне спокойно говорить о весьма многих и хвалителях его, и порицателях.

Еще раз благодарю Вас от всей души за Ваше письмо и при­ сылку автографа. О многом хотелось бы мне спросить Вас, самого близкого человека к Федору Михайловичу, но я слишком пони­ маю нескромность своего желания; и так уже простите за слиш­ ком длинное письмо.

Искренне Вам преданный Евгений Тарле Варшава, Садовая, д.

15. И. В. ЛУЧИЦКОМУ. 7 марта 1901 г.

Среда, 7 марта 1901 г.

Варшава, Садовая, 6, кв. 20.

Дорогой Иван Васильевич!

Я страшно рад, что не ошибся, написавши Вам письмо, но, согласитесь, что значит для культурного человека бояться быть навязчивым, — и я боялся, не получая от Вас писем, продолжать писать Вам. Наконец, ведь и то примите во внимание: бывает иногда пустейшая нелепость, чистый и безусловный вздор, кото­ рый при личном свидании рассеивается за 3 секунды, а при гео­ графической разлуке способен держаться. Я рад, что даже и этого не оказалось, что просто Вы продолжаете не давать почте торго­ вать (как Вы это, впрочем, и всегда делали). Так что подвергать меня шлепанцам, как Вы пишете, неосновательно и ретроградно.

Прошение ректору о высылке мне свидетельства 1 об экзамене и о лекциях я Напишу На днях же. Интересно знать, не будет ли задержки в исполнении моей просьбы. А я бы хотел даже судить об этом до посылки прошения.

Защищать в Киеве 2 мне самому хотелось бы больше, чем где бы то ни было, по причинам моральным (ведь Вы там), а не иным (на свою деятельность в Киевск[ом] универс [итете] я смотрю как на невозможность, вполне почти безнадежную). Но вряд ли удастся это. Если мне удастся получить степень, я буду хлопотать о заграничном паспорте и — на свой счет, конечно, — поеду в Па­ риж (с женой), хоть на несколько месяцев, во-первых, я нуж­ даюсь в серьезном (как мне сказали) отдыхе, ибо с весны 1900 г.

нервы у меня не успокаиваются, а во-вторых, думаю собрать коекакие материалы для докторской диссертации. Я хочу взять из указанной Вами области, но одну всего сторону — о промышлен­ ном законодательстве во Франции в XVIII в., в точности еще не обдумал.

Но все это более или менее мыслимо будет лишь после за­ щиты этой диссертации о Т. Море, почему мне и хочется поскорее попытаться это сделать. Очень меня беспокоит, вышлет ли рек­ тор просимые документы мне или не вышлет (хотя и не имея никаких оснований и права сделать это). Если, паче чаяния, все пойдет, как я хочу, летом мы с женой будем в Париже. Хорошо бы увидеться!

Здесь нам живется хорошо и пока спокойно. На Фоминой не­ деле я прочту еще одну публичную лекцию из истории Француз­ ской революции в пользу здешнего общества призрения детей.

Вот и все мои планы.

Ваш Е. Тарле

16. П. С. ВАННОВСКОМУ. 9 апреля 1901 г.

Ваше Высокопревосходительство!

Во время двух своих поездок в Германию, Францию и Англию в 1898 и 1899 гг. я изучал строй преподавания историко-филоло­ гических наук в западных университетах и начал готовить до­ клад Министерству народного просвещения относительно жела­ тельных преобразований в нынешних наших историко-филоло­ гических факультетах. Окончивши курс и получивши звание при­ ват-доцента по историко-филологическому факультету (по ка­ федре всеобщей истории), я имел возможность и теоретически, и практически ознакомиться со многими такими сторонами препо­ давания на историко-филологическом факультете, которые совер­ шенно независимо от познаний и доброй воли преподавателей — единственно вследствие ненормального, неправильного строя этого факультета — ставят преподавание историко-филологических наук в наших университетах несравненно ниже преподавания западно­ европейского.

Историко-филологический факультет, главным обра­ зом пополняющий кадры работников средней школы, по глубокому убеждению моему, не выполняет этой важной государственной 12 Заказ H 49 Миссий своей так, как было бы желательно: слишком часто ой выпускает лиц, либо малосведущих, поверхностных, либо сухих и односторонних педантов и, кроме того, почти всегда не имею­ щих и отдаленного представления о предстоящей им деятель­ ности, которая ведь должна касаться не только образования, но а воспитания детей, не только интеллектуального, но и мораль­ ного их развития.

С другой стороны, для тех молодых людей, которые намерены посвятить свои силы чисто научной работе, которые стремятся к профессорской деятельности, четыре года на факультете дают в среднем чрезвычайно мало: желающий серьезно заняться исто­ рией и русской литературой должен убить первые два года на ла­ тинский и греческий переводы, на слушание подробностей об ис­ точниках римской истории, на греческую эпиграфику, т. е. на предметы, совсем ему не нужные и отнимающие время; желаю­ щий заняться славянской филологией должен точно так же упо­ требить много времени на классические предметы, на подробности средневековой западноевропейской истории; посвящающий свои силы всеобщей истории принужден проводить долгие часы на слу­ шании лекций, ни в каком отношении к его предмету не стоящих, и т. д.

В результате получается нежелательный во всех отношениях индифферентизм к университетским знаниям, развивается взгляд на лекции, как на неприятную, ненужную повинность, и, нако­ нец, верхоглядство, зависящее от необходимости преодолеть массу разнороднейших экзаменов, становится понемногу органическим пороком. Таков бросающийся в глаза недостаток постановки этого дела у нас, недостаток далеко не единственный.

Давно уже занявшись сравнительным изучением постановки высшего историко-филологического образования у нас и за грани­ цей, я осмеливаюсь ходатайствовать перед Вашим Высокопре­ восходительством о нижеследующем. Для окончательной обра­ ботки моей докладной записки о желательных преобразованиях в указанной области мне необходимо еще раз посетить француз­ ские университеты, а из немецких — Страсбургский. Если Ваше Высокопревосходительство придете к заключению, что занимаю­ щие меня мысли достойны некоторого внимания, что доклад, под­ готовляемый мною, мог бы хоть в малой степени послужить одним из материалов для разностороннего исследования вопроса о том, чему и как учатся студенты в свои университетские годы по срав­ нению с их западноевропейскими сверстниками, то, может быть, Ваше Высокопревосходительство, не сочтете неуместною просьбу мою о такой необходимой мне теперь нравственной поддержке:

университеты Франции и Германии весьма часто довольно не­ охотно знакомят иностранца со своим бытом и своими внутрен­ ними распорядками; если бы я на этот раз, в предстоящую мою поездку, мог представить в нужных случаях не один только обыч­ ный паспорт, как в предыдущие годы, но хоть какую-нибудь бумагу от Министерства народного просвещения, тогда, несомненно, дело ознакомления с иностранными университетами по­ шло бы гораздо успешнее, ибо учебное начальство во Франции и Германии относится чрезвычайно предупредительно к предъяви­ телям таких бумаг.

Если бы Ваше Высокопревосходительство соблаговолили не оставить этой просьбы без последствий, моя работа была бы впол­ не закончена и представлена в министерство через четыре ме­ сяца; и просить Ваше Высокопревосходительство об указанном содействии я осмеливаюсь только вследствие твердого убеждения, что начатая мною работа — по крайней мере в основной мысли — небесполезна, и вследствие сознания, что она вызвана искренним желанием хоть в качестве рядового работника, в размерах огра­ ниченных сил своих посодействовать собранию материалов для великого дела преобразования русской высшей школы.

Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга магистрант Императорского университета св. Владимира Евгений Тарле Варшава, 9 апреля 1901 г.

17. И. В. ЛУЧИЦКОМУ. 12 апреля 1901 г.

12 апреля 1901 г.

Дорогой Иван Васильевич!

В добавление к уже посланному Вам письму спешу добавить следующую важную новость: дело мое прекращено окончательно ' и обвинение с меня снято совершенно. Только что получил об этом известие, идущее прямо от прокурора судебной палаты Арсеньева. Так что под надзором я не нахожусь и могу, по-види­ мому, ехать куда угодно. Как теперь быть? Мой план таков:

осенью защищать диссертацию, после чего хлопотать в СПб.

о возобновлении командировки хоть на год. Как Вы полагаете?

Если это немыслимо, то хотелось бы читать где-нибудь лекции в качестве прив[ат] -доцента. Теперь, когда вся эта гнусность не удалась ее автору, вероятно, читать лекции можно будет. Не знаю только, можно ли будет именно в Киеве? Вообще жду Ваших указаний относительно того, куда и как направить мне теперь свои шаги etc. И где защищать диссертацию? Если думаете попрежнему, что удобно в Киеве, кому именно и сколько экземпля­ ров выслать и кому прошение подать?

Теперь я почти не сомневаюсь, что за границу меня пустят:

ведь ровно никаких препятствий с окончанием дела нет. Мы с женой поедем в Берлин, а оттуда через несколько дней — в Цариж. Приходите, когда будете в Париже, мы ведь с Вами вечность не виделись. Итак, жду с нетерпением ответа на это письмо. Мой поклон Вашим.

Ваш Евгений Тарле Варшава. Садовая, д. 6, кв. 20 179 12»

P. S. Несколько месяцев тому назад писал я Василенко, но ответа нет. Решительно в этом году в Киеве произошло вздорожание чернильного орешка.

18. И. В. ЛУЧИЦКОМУ. 13 апреля 1901 г.

13 апреля 1901 г.

Дорогой Иван Васильевич!

Только что отослал по Вашему совету экземпляр диссертации Фортинскому и два экземпляра в факультет (на имя Флоринского) и одновременно прошение о допущении к защите на имя Фортинского. Защищать буду (если допустят) в Киеве, как Вы советуете.

Как я уже писал Вам, мое дело окончательно прекращено без всяких последствий, так что я ни под надзором не нахожусь, ни вообще каких бы то ни было неприятностей не предвижу уже.

Очень благодарен Вам и факультету (действовали], конечно, из-за Вас) за желание облегчить мне приезд в Киев: теперь это, кажется, будет совсем уже легко. Нет и не может быть препятст­ вий ни с чьей стороны (хотя в конце концов все-таки не знаю, как на практике мне приехать без всяких усилий: ведь Драгомировское воспрещение 1 не снято формально, хотя по существу оно падает, раз я окончательно от всей этой передряги свободен).

Буду, вероятно, 3 мая еще в Варшаве, на всякий случай те­ леграфируйте при выезде, я Вас встречу на вокзале, и проведем день. Если, паче чаяния, мы бы уехали уже, то дали бы Вам знать раньше, т. е. до 3 мая.

Надежда побывать за границей в это лето у меня есть: здеш­ нее начальство чрезвычайно хорошее. Да и «дело» кончено!

(кстати, послал я Вам программу лекции, которую прочту в Вар­ шаве 20 апреля). Что осенью, после защиты, мне предпринять, не знаю совсем: за границу отпроситься хоть на год или в Киеве ос­ таваться — обо всем этом мы поговорим и решим вместе.

Очень, очень благодарен Вам за хлопоты и пр. Соскучился по

Вас очень! Хотелось бы Вас 3 мая увидеть. Может так случиться:

если уедем до 3 мая, то уже, наверное, остановимся в Берлине и оттуда Вам напишем в Киев (с указанием адреса). Вы к нам с вокзала и приедете. С большим интересом жду сведений о фа­ культетском заседании 20 апреля и решения по моему поводу.

Ваш Е. Тарле Варшава, Садовая, д. 6, кв. 20 P. S. Всем Вашим поклон. Жена Вам и Марье Викторовне кла­ няется.

P. P. S. Вы можете факультету (если нужно) сообщить офици­ ально встречное известие о прекращении моего дела и пр.; Арсеньев сказал моему брату 2 следующее: «Передайте вашему брату, что дело о нем прекращено, обвинение снято и оставлено без последствий». Это дословно. Только что вспомнил: я забыл при­ клеить гербовые марки на прошение о допущении к диспуту. Не воспрепятствует ли это ходу дела?

19. И. В. ЛУЧИЦКОМУ. 29 мая 1901 г.

29 мая 1901 г.

Дорогой Иван Васильевич, В СПб. заседает теперь комиссия по преобразованию средней школы, состоящая из 11 человек, во главе с Ванновским и Мещагтиновым. В комиссию назначен также и Пыпин (из «Вестн[ика] Европы]» 1 ). Если находите удобным, черканите ему обо мне, я скоро думаю быть в Петербурге и, право, если есть хоть ма­ ленький шанс относительно командировки2, так это если Меща­ нинову мое прошение, докладная записка о деле и мои книги — если все это будет передано не мною, а хоть бы, например, Пыт­ анным. Я хочу ему [Пыпину] представиться, и рассказать все, и просить содействия, но неловко так, с улицы, прийти. Черканите, находите ли Вы возможным написать Пыпину, чтобы визит мой не был для него неожиданностью. Где проведем лето, еще не знаем. Очень может быть, что весьма скоро поеду в Петербург.

Итак, Иван Васильевич, черканите Пыпину теперь же, по полу­ чении этого письма. И меня известите. Хорошо?

Ваш Евг. Тарле P. S. Как путешествуется? Напишите.

Варшава, Садовая, д. 6, кв. 20 P. P. S. Письмо к Пыпину вложите в ответ мне на это письмо (в конверте), и я лично передам или, если знаете точный ад­ рес,— прямо ему, или в ред [акцию] «Вестн[ика] Европы»

(СПб., Галерная, 20).

20. И. В. ЛУЧИЦКОМУ. 14 июля 1901 г.

СПб., 14 июля 1901 г.

Дорогой Иван Васильевич, Получили ли Вы мое письмо, посланное Вам несколько недель назад? Мы — в Петербурге, где я думаю по крайней мере хоть на один сезон остаться. Буду пытаться здесь (если останусь на этот год) прочесть в университете частный курс. Решил я это под влиянием твердого убеждения, что в Киев я смогу приехать лишь после просьб, а я решил Н. ни о чем не просить1, никогда и ни с чем к нему не обращаться. Так что и насчет защиты дис­ сертации подожду. Когда оформлено будет мое «оправдание», аллах ведает, а до тех пор ждать в Варшаве скучно и бесполезно.

Насчет командировки тоже я ничего не сделал и ни к кому не обращался вследствие убеждения в бесполезности сего (по край­ ней мере теперь, до формального окончания дела). А потом у меня есть некоторая надежда [...]• Во всяком случае, пока, может быть, попытаюсь подать в здеш­ ний историко-филологический факультет о желании читать курс.

На Киевский университет — пока там сидит этот лысый Иуда Фортинский — смотрю как на пропащее дело (по крайней мере, в течение еще одного года). Напишите, Иван Васильевич, пришел ли уже ответ министерства о моей диссертации и какой именно.

Как Вам ездилось и работалось? Мой поклон Марье Викторовне и всем Вашим. Пишите.

Ваш Е. Т.

Адр [ее] : Петербург, Пушкинская, д.

Меблированные комнаты Пименова Евг. Тарле Напишите о своем путешествии все.

Напишите Ваше мнение о моих планах. Жду ответа.

21. Е. А. КИВЛИЦКОМУ. 28 сентября 1901 г.

28 сентября 1901 г.

Дорогой Евгений Александрович, Хотя Вы не стоите ввиду безграничной Вашей лени скорых ответов, но я мщу Вам благородством («Вот как мстит Фома Опискин!» ! ) и пишу немедленно.

Относительно того, что Вы писали в «Киев[ской] старине», это пустяки, тем более что с тех пор, кажется, ведь вышли но­ вые тома. На днях окончательно решится вопрос, теперь ли нужна эта статья 2, и тотчас после редакционного заседания я Вам напишу, нужна ли она и на когда. Нужна легкая читательная штучка страничек около 10—11 (наиболее пикантные в общеиз­ вестном смысле эпизоды из истории университета, бытовые чер­ точки из жизни профессоров и т. д.). Ваше согласие я уже пе­ редал «М[иру] б[ожье]му».

Петрушион прислал мне своего Уота Тайлера 3 и известил, что защищать он будет в Москве у Виноградова4; сообщил, что те­ перь боится подвергнуться опале и гонению со стороны президешки5 (за то, что бежал от президешкиного лица, пообещавши было защищаться в Киеве). А как сошел диспут Кавеля?

У Чехова маленькая девочка говорит на уроке закона божия:

«У Адама были сыновья: Авель и Кавель» (кажется, Кавель на­ гадил что-то о Чехии в каком-то веке. Или я ошибаюсь. Тогда, что именно нагадил Кавель?). Президент написал мне уже, что мой диспут состоится в середине октября. Как-то плохо мне в сие верится. Думаю, что перед самым решительным моментом произойдет неожиданный пашквиль, и я не смогу приехать, или диспут снимут, или что-нибудь в этом духе будет. Так оно мне представляется из прекрасного далека. Очень буду Вам благо­ дарен, если черкнете, как обстоит дело в смысле возможности пашквиля (симптомы etc).

Мы в Петербурге себя чувствуем, по пылкому выражению корпусного немца, «как рыба в раю». Жена целые дни проводит в Публичной библиотеке (буквально с утра до вечера), а я пач­ каю бумагу для «Вестн[ика] Евр[опы] и «Мира божия» (в «Мир бож[ий] я приглашен еще в августе в редакцию, где и состою).

Приехавши в СПб., страшно хотелось мне познакомиться с Ми­ хайловским [...], но первого шага я не делал, не желал навя­ зываться в знакомые. К моему величайшему удовольствию, он меня первый пригласил через общих знакомых, и я, конечно, на другой же день был у него. Знаете, с первых слов, с первых же фраз производит впечатление значительного, крупного человека.

Он звал меня в сотрудники, но я мог дать ему только одну давно написанную маленькую статью о «Бюхере и Мейере»7, историче­ ские древности, остальное обещаю «М[иру] б[ожьему]». Вообще же знакомство с ним оставило сильное впечатление [...].

Знакомых у нас тут мало; у жены некоторые ее подруги по гимназии, живущие здесь, у меня — литературные больше. Поз­ накомился, между прочим, с некою г-жею Икскуль — очень сим­ патичной особой и знающей Киев (с жаром отзывалась мне о Влад[имире] Павловиче Науменко).

Очень, очень, хотелось бы увидеться с Вами, Ив[аном] Вас­ ильевичем], Ник[олаем] Прок [офьевичем] и немногими другими.

Хорошо бы (если я приеду в Киев) вечерком после диспута гденибудь учинить en petite socit * некоторое пьянство! Как Вы об этом мыслите? Я твердо решил это устроить.

Ольга Григорьевна8 кланяется Вам. Очень, очень буду благо­ дарен, если напишите мне все «касаемое» диспута, если узнаете.

Ваш. Е. Т.

* в узком кругу {франц.).

22. Е. А. КИВЛИЦКОМУ. 17 октября 1901 г.

17 октября 1901 г.

Голубчик мой, со мной творится нечто скверное: с того мо­ мента, как я сел в поезд, я не съел ни кусочка пищи и не заснул ни на одну секунду. В настоящую минуту я сижу один-одине­ шенек в огромном вагоне 2-го класса и чувствую себя в полном изнеможении. Самые дикие мысли кажутся вполне натуральными, когда я подумаю, что я печатно назван в Киеве обманщиком !, и это не смыто. Я пришел к твердому убеждению, что для моей реабилитации нужны 4 вещи: 1) большая статья в «Киевской газете»2, 2) перепечатка ее или еще лучше телеграмма о ней в «России»3, 3) (это сделаю я лично) перепечатка ее в «Мире бож[ьем] », 4) статья в «Русских ведомостях» 4.

Я знаю твердо, что если я этого не добьюсь, то прямо не пред­ вижу, что мне делать. Есть ли надежда на первые две вещи? Я хочу писать Григорию Александровичу, чтобы он просил своего брата телеграфировать общий смысл статьи «Киевск[ой] газеты»

в «Россию», но не знаю, напишу ли, а может быть, Вы ему сказали бы? Пока в петербургской Же газете не будет противовеса нововременскои гадости5, до тех пор ничего не сделаю, это я твердо знаю. Для меня все это такое действительно гнусйое му­ чение, что я просил бы Вас (буду уж нахальным до конца) те^леграфировать мне, согласен или нет Изм[аил] Александрович пустить телеграмму в «Россию».

Мой адрес: Петербург, Пушкинская, 1.

Номера Пименова, Тарле И вышлите мне дубликаты номеров 10—15 «Киевской га­ зеты», где будет статья. Сообщите также, пишется ли статья в «Русс[ких] ведомостях]». Ведь я совсем одинок пока. Мне не на что опереться.

Если Вы добьетесь телеграммы в «Россию», Вы меня прямо воскресите; я два часа тому назад уже стоял у кассы, чтобы взять билет в Киев, но вовремя плюнул. До появления того, что я хочу в печати, я буду не жить, а мучиться. Оттого я пишу Вам, что Вы все сделаете, чтобы мне помочь.

Жду известий Ваш Е. Т.

23. Д. М. ПЕТРУШЕВСКОМУ. 20 октября 1901 г.

20 октября 1901 г.

Пользуясь тем обстоятельством, что мне разрешен был приезд в Киев лишь на 48 часов, одна группа профессоров Киевского университета желала во что бы то ни стало провалить меня на магистерском диспуте. Эти подлые интриги возмутили не только студентов, но и вполне посторонних людей. После диспута группа киевских социал-демократов во главе с редактором их газеты на­ правилась к Водовозову и выразила негодование. А я ни с кем из них даже не знаком 1 и никакого отношения к партии не имею.

О возбуждении можете судить сами, что около 60 студентов стали у кафедры с явно выраженным намерением крикнуть профессо­ рам «подлецы», если бы они меня провалили.



Pages:     | 1 |   ...   | 8 | 9 || 11 | 12 |   ...   | 19 |
 

Похожие работы:

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) СКАНДИНАВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2006 ГОДА Этнографические и культурно-исторические аспекты СБОРНИК СТАТЕЙ Санкт-Петербург Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-162-6/ © МАЭ РАН УДК94+80+39+75/78(4-012.1) ББК 63.5 С42 Рецензенты: Ответственные редакторы: И.Б. Губанов, Т.А. Шрадер Скандинавские чтения —...»

«1.2.2. Недра 1.2.2.1. Эндогенные геологические процессы и геофизические поля Сейсмичность Байкальской природной территории (Байкальский филиал Федерального государственного Бюджетного учреждения науки Геофизической службы Сибирского отделения Российской академии наук, БФ ГС СО РАН) Впадина озера Байкал является центральным звеном Байкальской рифтовой зоны, которая развивается одновременно с другими рифтовыми системами Мира. Высокий сейсмический потенциал Байкальской рифтовой зоны подтверждается...»

«АО «РД «КазМунайГаз» (образовано в Республике Казахстан в соответствии с Законом об Акционерных Обществах, регистрационный номер 15971-1901-AO) Информационный меморандум от 25 февраля 2010г. Заявления относительно будущего В настоящем документе содержатся заявления, которые являются или считаются «заявлениями относительно будущего». Терминология для описания будущего, включая, среди прочего, слова «считает», «по предварительной оценке», «ожидает», «по прогнозам», «намеревается», «планирует»,...»

«ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ: Исторические особенности российского патриотизма Флуктуации патриотического сознания и поведения в постсоветское время Теоретико-методологические проблемы изучения патриотического сознания Специфика становления патриотического сознания 1 РЕЗУЛЬТАТЫ: Методика проведения исследования 2 Специфика и состояние патриотического сознания 2 Патриотизм и национализм Социальное самочувствие Функции патриотизма 3 Ценностные...»

«АКТ государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации: Раздел Обеспечение сохранности объектов культурного наследия в составе проекта Строительство ВЛ 500 кВ Невинномыск Моздок-2 по титулу «ВЛ 500 кВ Н^винномысск Моздок с расширением ПС 500 кВ Невинномысск и ПС 330 кВ Моздок (сооружение ОРУ 500 кВ)» в Прохладненском районе КБР. Го сударственные эксперты по проведению государственной историко-культурной экс:иертизы: Государственное автономное учреждение культуры...»

«Глава 19 МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы исторического исследования традиционно делятся на две большие группы: общие методы научного исследования и специальные исторические методы. Однако нужно иметь в виду, что подобное деление в некоторой степени условно. Например, так называемый «исторический» метод используется не только историками, но и представителями самых различных естественных и общественных наук. Задача общей методологии научного познания – дать систему общих теоретических...»

«1. Перечень планируемых результатов обучения: Дисциплина «История» наука, изучающая прошлое во всей его конкретности и многообразии. Целью изучения дисциплины является формирование компетенций ОК-3способность занимать активную гражданскую позицию; ОК-4 умение анализировать и оценивать исторические события и процессы; ОК-13 способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.В задачи изучения входят: подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному...»

«Павел Гаврилович Виноградов Россия на распутье: Историкопублицистические статьи Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2901055 Россия на распутье: Историко-публицистические статьи/ Сост., предисловие, комментарии А. В. Антощенко; перевод с англ. А. В. Антощенко, А. В. Голубева; перевод с норв. О. Н. Санниковой.: Территория будущего; Москва; 2008 ISBN 5-91129-006-5 Аннотация В книге собраны избранные историкопублицистические статьи известного российского...»

«Российская национальная библиотека Издания Российской национальной библиотеки за 2001—2010 гг. Библиографический указатель Санкт-Петербург Издательство Российской национальной библиотеки Составители: С. И. Трусова, Н. Л. Щербак, канд. пед. наук Редактор: Н. Л. Щербак, канд. пед. наук © Российская национальная библиотека, 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ ИСТОРИЯ РНБ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ФОНДЫ И КАТАЛОГИ БИБЛИОТЕКИ Комплектование фондов Обработка и...»

«АКТ заключения государственной историко-культурной экспертизы 1. Дата начала и окончания экспертизы: 17 августа 10 сентября 2015г.2. Место проведения: г. Петрозаводск 3. Заказчик экспертизы: ООО «Севзапгазпроект» (14.1) 4. Сведения об эксперте:4.1. Фамилия, имя, отчество: Герман Константин Энрикович 4.2. Образование: высшее 4.3. Специальность: историк, археолог 4.4. Наличие степени (звания): кандидат исторических наук (2002г.) 4.5. Стаж работы: 25 лет 4.6. Место работы и должность: ФГБУК...»

«ИСТОРИЯ НАУКИ *й ЭО, 2009 г., № 4 © Э. Г. Александренков ЧТО ИНТЕРЕСОВАЛО РОССИЙСКИХ ЭТНОГРАФОВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ? Ключевые слова: Латинская Америка, этнография, этническая история, древняя письменность, системы родства, культура, письменные источники, мифы, мировоззрение, новые народы, индеанистские симпозиумы, Этнографический атлас Кубы На темы, связанные с этнографией Латинской Америки, в России писали историки, археологи, языковеды и другие специалисты, работы которых оценены в статьях...»

«Вестник ПСТГУ И: История. История Русской Православной Церкви.2013. Вып. 4 (53). С. 90-104 П Р О Т О И Е Р Е Й И О А Н Н БАЗАРОВ И В. А. Ж У К О В С К И Й : ИЗ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ИСТОРИИ ИСКАНИЙ РУССКОГО ОБРАЗОВАННОГО О Б Щ Е С Т В А 1 8 4 0 Х ГОДОВ СВЯЩ. Д. ДОЛГУШИН В исследовании с опорой на большой комлекс неопубликованной переписки поэта В. А. Жуковского с протоиереем И. Базаровым показаны религиозно-философские искания поэта, его стремление к обретению «живой веры», а также...»

«Вестник Псковского государственного университета ЯзЫКОзНАНИЕ УДК 801 (091) — 500.86/ 87 Л. Я. Костючук К ИСПОЛЬзОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ В ДИАЛЕКТНОМ СЛОВАРЕ (из опыта «Псковского областного словаря с историческими данными») До сих пор продолжаются дискуссии относительно привлечения фольклорных текстов как иллюстраций в словарные статьи областных словарей. Известно отрицательное мнение об этом вопросе у ответственного редактора обобщающего «Словаря русских народных говоров», а также у многих...»

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова» РЕФЕРАТ по истории и философии науки (биологический науки) на тему: «Микроклональное размножение растений как современный метод повышения эффективности семеноводства растений» Выполнил: аспирант Беглов Сергей Михайлович Рецензент: канд. с.-х. наук Ткаченко О.В. Научный руководитель: канд. с.-х. наук Ткаченко О.В. Саратов...»

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ Н АУ К МАТЕРИАЛЫ К БИОБИБЛИОГРАФИИ УЧЕНЫХ Издается с 1940 г. История Вып. 3 ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТИШКОВ Составители Г.М. Тихомирова, Н.М. Ансерова Авторы вступительной статьи Т.Б. Уварова, Е.Н. Викторова МОСКВА НАУКА УДК 39(092) ББК 63.5 Т4 Редакционная коллегия серии “Материалы к биобибоиграфии ученых” Российской академии наук: академик А.И. Григорьев (председатель), академик Ю.С. Пивоваров (зам. председателя), член-корреспондент РАН В.И. Васильев (зам. председателя),...»

«И.Т. КРУГЛИНОВА СИНДСКАЯ ГАВАНЬ. ГОРГИППИЯ. АНАПА ИЗДАТЕ ЛЬСТВОНАУН А • АКАДЕМИЯ Н АУК СССР Серия «Страницы историк нашей Родины» И. Т. КРУГЛИКОВА СИНДСКАЯ ГАВАНЬ. ГОРГИППИЯ. АНАПА Издание 2-е, дополненное ИЗДАТЕЛЬСТВО «Н АУКА» Москва 1977 Scan, DjVu: Dmitry7 На месте современного курорта Анапа 2000 лет назад стоял город Горгипдия — крайний юго-восточный форпост Боспорского царства. Горгиппия являлась не только торговым и ремесленным центром, но и пограничной крепостью. При Митридате Евпаторе...»

«РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД ОТЧЁТ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ФОНДА в 2011 году» Москва СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Общая характеристика деятельности РГНФ в 2011 г. 1.1. Виды конкурсов, заявки на конкурсы 1.2. Экспертная система 1.3. Проекты и научные направления 1.4. Целевые междисциплинарные конкурсы РГНФ 2011 г 2. Выполнение решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям 3. Наиболее значимые научные проекты и мероприятия, поддержанные РГНФ в...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт наук о Земле Кафедра минералогии и петрографии Нечаева Юлия Александровна Минералого-технологические особенности глинистых пород аалена среднего течения р.Белой ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА по направлению 050301 – Геология Автор: студентка 4 курса Нечаева Юлия Александровна Научный руководитель: доцент...»

«Кабытов П.С., Курсков Н.А.ВТОРАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: БОРЬБА ЗА ДЕМОКРАТИЮ НА СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ДОКУМЕНТАХ И МАТЕРИАЛАХ (1917 – 1918 гг.) Самарский госуниверситет 2004 Кабытов П.С., Курсков Н.А. _ 3 ВТОРАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: БОРЬБА ЗА ДЕМОКРАТИЮ НА СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ДОКУМЕНТАХ И МАТЕРИАЛАХ (1917 – 1918 гг.) 3 Самарский госуниверситет 2004 _ 3 П.С. Кабытов, Н.А. Курсков* Самарское земство, земельные комитеты и подготовка аграрной реформы в 1917 году _ 14 Из биографии...»

«А. Скромницкий. Энциклопедия доколумбовой Америки. Часть 1. Южная Америка. Том 1. Хронисты, чиновники, миссионеры, историки XVI-XVII веков в Южной Америке: Биографии. Библиография. Источники. КИЕВ Издание подготовлено при содействии кафедры Древнего мира и Средних веков исторического факультета Киевского Национального Университета имени Тараса Шевченка (Украина). Скромницкий, А. (составитель). Энциклопедия доколумбовой Америки. Часть 1. Южная Америка. Том 1. Хронисты, чиновники, миссионеры,...»








 
2016 www.nauka.x-pdf.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Книги, издания, публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.